Долги в зеркале статистики

19.11.2013

В последнее время на тему неплатежей за жилищно-коммунальные услуги говорится и пишется так часто, что в головах у многих читателей поневоле могла возникнуть определенная путаница. К примеру, кто-то уже считает, что в неплатежах виноваты исключительно управляющие компании, а жители, напротив, платят исправно. Кто-то полагает, что против неплательщиков, как против Кости Сопрыкина из известного фильма «нету методов». Кто-то уверен, что эта проблема больше надуманная, чем реальная.

Главный должник - население

А как на самом деле? Начнем с последнего утверждения. По мнению многих специалистов, именно проблема неплатежей, причем именно со стороны населения, является краеугольным камнем, первопричиной всей кризисной ситуации в ЖКХ. Именно она не позволяет всерьез взяться за решение других проблем, которые выглядят на первый взгляд куда более важными.

Да и, кстати, вспомните, что в первую очередь говорят управляющие и ресурсоснабжающие организации, когда их обвиняют в некачественном предоставлении услуг?

Что касается методов воздействия на неплательщиков, то они есть, и мы о них еще обязательно скажем чуть ниже.

Теперь по поводу недобросовестности, а то и «воровства» со стороны управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. Эта проблема существует, и борьба с ней ведется. Количество уголовных дел, заведенных на руководителей УК и ТСЖ, давно исчисляется десятками, а некоторые из таких «управленцев» уже получили реальные сроки заключения. Причем, заметна тенденция: наказания становятся все неизбежнее и жестче. Может, для неспециалистов в данной сфере все эти изменения не так заметны, однако для тех, кто постоянно «варится» в жилищно-коммунальных вопросах, очевидно: гайки закручиваются все сильнее.

К тому же очень многие управляющие компании  давно уже перешли в отношениях  с ресурсоснабжающими организациями на прямые платежи: либо на отдельные квитанции за ресурсы, либо с «расщеплением платежей» (что, по сути, одно и то же). То есть, вообще не прикасаются к средствам ресурсоснабжающих организаций. Если, к примеру, взять Мурманск, то здесь примерно две трети жилого фонда обслуживаются именно таким образом. То есть, сама возможность присвоения денег ресурсников у УК отсутствует.

Тем не менее, проблема воровства со стороны управляющих компаний существует, и наша газета об этом часто пишет. Но, и это важно запомнить!, основной долг за жилищно-коммунальные услуги – все-таки у населения. Несмотря на гигантские суммы, которые фигурируют в некоторых уголовных делах в отношении жилищников, жители должны намного больше. Здесь просто работает своеобразный «закон малых чисел»: когда у одного человека есть 100 тысяч – это вроде бы много, а когда тысяча человек имеет по тысяче – это вроде немного, хотя на самом деле речь идет уже о миллионе! Сами посчитайте.

Так и в ЖКХ – вроде бы у некоторых жителей  есть небольшой долг за жилищно-коммунальные услуги. А в совокупности речь идет уже о миллиардах рублей. Миллиардах рублей именно долгов жителей. И это только в Мурманской области!

 

1 миллиард 200 миллионов

 

Однако для большей наглядности перейдем к конкретным примерам. Рассмотрим ситуацию в ЗАТО г. Североморск. Во-первых, потому что это достаточно большое муниципальное образование, причем явно не депрессивное. А во-вторых, потому что так исторически сложилось, что в этом ЗАТО нет управляющих компаний, здесь выбран способ управления – непосредственное управление. То есть, здесь проблема воровства со стороны УК вообще не существует: ведь при непосредственном управлении деньги за коммунальные услуги (воду, тепло, газ и т.д.) поступают напрямую к поставщикам этих услуг: ресурсоснабжающим предприятиям.

Итак, что же происходит в Североморске?

Всего лицевых счетов  в самом Североморске порядка 25000 (г. Североморск и п. Североморск-3). Собираемость жилищно-коммунальных платежей составляет более 90 процентов. Повторимся, здесь нет управляющих компаний, соответственно, эти «чуть менее 10 процентов» – это непосредственно долг населения, и только населения.

Но что такое «чуть менее 10 процентов» в фактических цифрах? Вроде бы немного. А в результате до сегодняшнего дня эти «чуть менее 10 процентов» составляют свыше 800 миллионов рублей!

В ЗАТО г. Североморск также входят поселки (п.Росляково, Росляково-1, п. Сафоново, Сафоново-1 и ул. Кортик). Здесь лицевых счетов поменьше – около 8000. Ситуация аналогична ситуации в самом Северорморске, и в результате эти же «чуть менее 10 процентов» до сегодняшнего дня составляют почти 400 миллионов рублей!

Итого долг жителей только одного ЗАТО г. Североморск за жилищно-коммунальные услуги – превышает 1 миллиард 200 миллионов рублей!

Но что такое 1 миллиард 200 миллионов рублей? Если мы буквально смотрим на эту цифру, то за ней стоит отражение не только снижения качества содержания жилищного фонда, но и снижение планируемых объемов проводимого ремонта жилищного фонда (к примеру, ремонт подъездов), а также объектов инженерной инфраструктуры (километры теплотрасс, которые нуждаются в своевременном ремонте и постройка новых), что в свою очередь может привести к аварийным ситуациям на объектах жизнеобеспечения и более того, отражается на количестве закупаемого топлива (мазута) для отопления жилых помещений и предоставления горячего водоснабжения в дома Североморцев.

Задолженность населения можно классифицировать по уровню периода образования долгов.

Первый уровень, это когда срок долга 2-3 месяца. Эта задолженность образуется в основном по «забывчивости» плательщика, по его болезни, при несогласии с начисленными суммами предъявленными в платежном документе и еще многое при каких обстоятельствах аналогичных изложенным.

Второй уровень задолженности варьирует в пределах 12 месяцев, и эту задолженность можно объяснить лишь причинами, влияющими на поведение владельцев квартир, которые чаще всего носят «умышленный характер», а в чем умысел на эту тему можно рассуждать очень долго, но умысел определенно есть.

И последний уровень, когда срок задолженности длится более 12 месяцев. И здесь есть причины образования. В основном причинами для возникновения таких задолженностей связана с низким уровнем заработной платы, с неблагополучной обстановкой в семье и другими ситуациями, когда мирным путем взыскать задолженность не представляется возможным.

Как показывает статистика, чуть более 50 процентов жителей платят регулярно и вовремя.

 

Есть методы!

 

«Не стоит стучаться в открытую дверь, - скажут, наверное, сейчас некоторые читатели, - Мы и так прекрасно понимаем, что неплательщики – это зло как в меньшую, так и в большую сторону. Ответьте-ка лучше, почему с ним никто не борется?».

Нет, и здесь ошибка: как раз борются. К примеру, только в настоящее время Управлением федеральной службы судебных приставов по Мурманской области  принято к исполнению свыше 80 000 производств по долгам за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму более 2,6 млрд. рублей. А сколько исков еще находится в судах!

Да и сама эта статья направлена вовсе не на то, чтобы убедить закоренелых неплательщиков скорее рассчитаться с долгами: те, кто уже попал под пресс судебной системы, и так знают – ничего хорошего в этом нет. Статья больше направлена на пока еще добросовестных плательщиков: не стоит копить долги, в эту «яму» также легко упасть, как и в, скажем, кредитную, а вот выбираться – довольно сложно.

А методов борьбы с неплательщиками уже существует довольно много. Один из методов – начисление пени, как мера стимулирующего воздействия на нерадивого плательщика, тоже «бьет по карману». К примеру, применяемый все чаще метод – ограничение или полное прекращение подачи той или иной коммунальной услуги. Причем ограничивать сейчас можно все за исключением отопления и холодной воды.

Не редки уже случаи, когда должников выселяют из квартир. Но самым эффективным методом принудительного воздействия на должников, как показывает практика, является суд. В связи с чем, нелишним будет, наверное, напомнить, какими могут быть последствия для должника в случае удовлетворения судом требования о взыскании задолженности (к слову, неявка ответчика в суд может служить основанием для рассмотрения такого дела в порядке заочного производства). Итак, должник обязан:

оплатить задолженность и пени;

оплатить госпошлину;

оплатить иные расходы, понесенные истцом при рассмотрении судебного дела;

оплатить расходы по исполнительному производству;

оплатить взыскание исполнительского сбора в размере 7% от суммы задолженности, но не менее 500 рублей.

Если должник не сможет все это оплатить, на его имущество будет наложен арест.

И еще одна очень распространенная мера воздействия, которую охотно применяют судьи: запрет выезда за пределы Российской Федерации.

Именно поэтому сейчас те должники, кто могут это сделать, предпочитают решить все вопросы в досудебном порядке. Но лучше до этого не доводить.

***

«Если эти меры такие действенные, почему же должников по-прежнему так много?» – спросите вы. На самом деле их немного. Злостные неплательщики составляют всего несколько процентов от общего количества должников. Отдельная категория граждан предпочитают все оплатить после получения первой претензии или напоминания. Есть категория граждан – это люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, или же те, кто считает, что платежи за ЖКХ – вещь второстепенная.

Что касается людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, то совет можно дать только один: необходимо обращаться в органы соцзащиты, заключать соглашения о погашении задолженности, и обязательно оформлять субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Скажем, для примера, для многодетных семей с низким уровнем дохода размер субсидии вполне может быть равным размеру квартплаты. То же касается и одиноко проживающих пенсионеров или инвалидов (семьи из пенсионеров и инвалидов). Ситуации, конечно, бывают разными, но выход можно найти всегда.

А вот людям необязательным стоит еще раз напомнить: копятся долги очень быстро, а вот отдавать их – нелегко. Уж лучше платить вовремя.


Все новости